Суббота, 06.07.2024
МСФО
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Роль и назначение Международных стандартов финансовой отчетности
 
Вместо предисловия
 
Cистема двойной записи начала появляться в XIII-XIV вв. в некоторых городах Северной Италии. Первое свидетельство полной системы двойной бухгалтерии, датированное 1340 г., обнаружено в муниципальных записях Генуи. Считается, что первая систематизация учета была проведена францисканским монахом Лукой Пачоли. Книга, которую он написал, появилась в свет в Венеции в 1494 г., и была посвящена главным образом математике, но включала раздел о двойной бухгалтерии который раскрыл смысл учетных записей. Это произведение уместно и актуально и по сей день, хотя было написано более 500 лет назад. Дебет, кредит, проводки, регистры, счета, баланс, отчет о прибылях и убытках — истоки всех этих терминов восходят к эпохе Возрождения. Бухгалтерский учет, следовательно, может претендовать на столь же благородное проис­хождение, что и большинство гуманитарных наук. Термины «дебет», «дебиторы», «дебетование» происходят от латинской основы debere, т.е. «должен». Термин «кредит» происходит от того же корня, что и creed, означающее «нечто, чему некто верит». Этот термин также обозначает людей, дающих взаймы, — кредиторов, которые полагаются на веру должника.
 
История создания Международных стандартов
 
В то время как сложившиеся в различных странах мира традиции и зако­нодательные нормы способствовали появлению различных моделей финансового учета, последние тенденции к интеграции и глобализации экономики в мировом масштабе выявили необходимость сблизить существующие модели учета. Уже после Второй мировой войны произошли значительные изменения в практике ведения бизнеса, вызванные, в первую очередь, расширением сферы влияния транснациональных компаний (ТНК) и развитием международных рынков капитала. За последние 30 лет роль ТНК претерпела серьезные изменения. Сейчас они занимают доминирующее положение на большинстве сегментов рынка, оказывая влияние на страны, правительства и людей. Многообразие учетных практик создает определенные проблемы при ведении международного бизнеса, поскольку постоянно приходится при­спосабливаться к традициям и нормативным актам страны-партнера. В ряде случаев сложность разработки единой учетной политики компании связана с присущими ТНК особенностями. Чем в большем количестве стран имеются представительства ТНК, тем больше сложностей возникает при разработке единой стратегии. Создание международных рынков капитала также привело к необходимости сблизить существующие методики учета. До Второй мировой войны все по­требности в финансировании удовлетворялись за счет внутренних источников. Однако после войны ситуация резко изменилась. Значительному росту международных рынков капитала способствовали специальные программы помощи восстановлению разрушенных стран. В настоящее время хорошо известны такие рынки капитала, как «Евродоллар», «Евровалюта», «Азиатский доллар», на которых представлены компании США, Японии, Великобритании и других развитых стран мира. То, что рынки капитала теперь взаимосвязаны, стало очевидным после кризисов фондового рынка, произошедших в 1987, 1998 и 2007 годах и затронувших практически все ведущие рынки мира. Тенденция к глобализации рынков капитала делает необходимым создание единой системы финансового учета. Осознание этой необходимости является важным шагом вперед по направлению к созданию международных стандартов учета и аудита. В противном случае дальнейшее развитие международныех рынков капитала ставится под вопрос, поскольку разнообразие систем учета затрудняет выбор эффективного объекта для инвестирования.
 
Международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандарты
МСФО и US GAAP
 
Принято сопоставлять национальные правила учета с теми, которые действуют в США (US GAAP). Но из этой привычки не следует делать вывод, что правила учета в США лучше во всех или хоть в каком-то отношении. Это в частности подтверждается скандалом с американской компанией Enron, в котором наглядно проявилось несовершенство американских стандартов консолидации отчетности. Кроме того, американские стандарты отчетности представляют собой свод правил и практических инструкций, в то время как Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) построены на основе Концепции (Принципов), что позволяет достаточно гибко применять их в различных спорных ситуациях, опираясь на профессиональное суждение бухгалтера. Таким образом, доминирование американских стандартов финансовой отчетности связано, прежде всего, с явным господством американского рынка капиталов, который составляет более половины общемирового рынка. Пока МСФО не будут одобрены американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (Security Exchange Commission, SEC), использующие их компании будут иметь ограниченный доступ на американский рынок капитала. В то же время, для того чтобы акции компании могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках (в Лондоне, Гонконге и Токио), достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам финансовый отчет был подготовлен в соответствии с МСФО.
 
Применение МСФО в России В большинстве развивающихся стран не созданы национальные стандарты учета. Поэтому они следуют предписаниям GAAP США и Великобритании или Международным стандартам финансовой отчетности. Принятие ими МСФО можно считать правильным шагом на пути стандартизации мировой учетной политики. Когда российское предприятие решает обратиться к иностранному финан­сированию, оно часто сталкивается с препятствиями по причине большого объема Финансовой информации, требуемой иностранным кредитором. Препятствия возникают в результате того, что финансовая информация предприятия подготавливается и используется в формате, близком к тому, который приме­нялся в бывшем СССР. Эти препятствия возможно преодолеть, только если предприятие способно предоставлять финансовую информацию и составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. По этой причине многие российские компании начали создавать и внедрять процедуры составления отчетности в соответствии с МСФО. Российская компания может считать необходимым подготовку финансовой стчетности в соответствии с МСФО в следующих случаях:
- иностранные клиенты рассматривают возможность установления долгосрочных торговых отношений;
- стратегические инвесторы проявляют интерес к созданию совместных предприятий;
- западные компании рассматривают возможность создания современного предприятия;
- компания предполагает выпуск ценных бумаг на международный рынок;
- компания принимает участие в проектах, финансируемых меж­дународными институтами.
 
Применение международных стандартов отчетности может предоставить предприятию не только мощные средства улучшения производства, но и зна­чительные конкурентные преимущества, такие как:
- отражение результатов деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме;
- возможность сравнения финансового положения предприятия с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров;
- более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие финансовые решения.
 
Так как развитие Международных стандартов происходило в условиях рыночной экономики, то необходимо отметить большую полезность финансовой отчетности, составленной по МСФО, для пользователей, связанных с управлением и инвестициями.
 
Интерес к применению МСФО в России возрастает с каждым годом, о чем свидетельствует высокий спрос на специалистов по МСФО, предъявляемый аудиторскими компаниями и пред­приятиями, готовящими финансовую отчетность. Некоторые из крупных российских компаний (например, ОАО «Северсталь», ОАО «Красный Октябрь» и др.) применяют МСФО с середины 90-х годов, не преследуя при этом непосредственно цели выхода на международные рынки капитала.
 
Пример 0.1
ОАО «Северсталь» начала готовить отчетность по МСФО в 1993 году, при этом впервые годовая отчетность «Северстали» на основе МСФО была опубликована в 1997 году. По мнению менеджмента «Северстали», МСФО позволяют составить более адекватное представление о компании, чем российские стандарты учета. Так, например, одна из наиболее болезненных проблем приватизированных предприятий — это объекты социальной сферы и изношенные основные фонды. Их балансовая стоимость, полученная с использованием российских правил учета, нередко не имеет никакой реальной основы. Российские положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат возможность проведения регулярных переоценок стоимости основных средств, однако не содержат требований по проверке активов на предмет их обесценения, которые существуют в МСФО. Таким образом, МСФО представляют собой систему стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя — инвестора, но и органы управления предприятием.
 
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности
 
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был организован в 1973 году представителями профессиональных организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 2000 году до реорганизации КМСФО его членами были 153 профессиональных бухгалтерских и аудиторских ассоциации из 112 стран мира. В настоящее время членство в КМСФО отменено, 14 членов Правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Вели­кобританию, Германию, Канаду, США, Францию, Южную Африку, Японию. Россия представлена в Консультативном совете по стандартам при Правлении КМСФО, наряду с еще 28 странами и пятью международными организациями, такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд и др. С момента своего создания КМСФО занимается программой по разработке стандартов учета, получившей широкое признание во всем мире. В 2001 году действовали 34 международных стандарта финансовой отчетности, выпущенных КМСФО. После реорганизации КМСФО в 2001 году новое Правление переименовало стандарты из «Международных стандартов учета» (International Accounting Standards) в «Международные стандарты финансовой отчетности» (International Financial Reporting Standards). Данный факт свидетельствует, в том числе, о расширении поля деятельности КМСФО, который начинает уделять большее внимание вопросам представления в отчетности компаний не только бухгалтерской, но и финансовой информации. В частности, на повестке дня Правления КМСФО стоит проект по так называемому «Докладу менеджмента» (Management Analysis) как части финансовой отчетности, не связанной непосредственно с содержанием бухгалтерской отчетности.
 
Новые цели и приоритеты правления КМСФО
 
В мае 2000 г. был принят новый Устав, согласно которому Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был учрежден как независимое юридическое лицо, управляемое 19 Доверенными лицами. В соответствии с данным Уставом, КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели:
(а) разработка, в интересах общественности, единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в
финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие
пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;
(б) распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов;
(в) обеспечение максимального сближения национальных стандартов бухгалтерского учета с МСФО исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.
 
Перечисленные выше цели Правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены КМСФО до его реорганизации и включали разработку единой системы высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран мира. Новые цели КМСФО в большей мере, нежели раньше, ориентированы на обеспечение практического применения МСФО (цель (б)) и их согласование с национальными системами учета. Цель максимального сближения национальных стандартов финансовой отчетности с международными в настоящий момент является одной из наиболее важных для Правления. При этом, члены Правления неоднократно подчеркивали, что максимальное сближение национальных и международных стандартов не является самоцелью и не может быть достигнуто путем выпуска некоего набора примитивных правил. Так, в Информационном бюллетене Правления КМСФО (IASB Insight) за март 2001 года в статье Председателя Правления Дэвида Твиди «Цель — максимальное сближение» говорится о том, что без активного участия органов, устанавливающих национальные стандарты, невозможно говорить о высококачественных стандартах на международном уровне. Таким образом, только путем кооперации усилий различных стран достижение поставленной цели становится возможным. Очевидно, однако, что национальные организации, устанавливающие стандарты финансовой отчетности, могут иметь различные, а иногда и противоположные, позиции по рассматриваемым вопросам, согласовать которые весьма нелегко. Следует отметить также, что цель на максимальное сближение МСФО с национальными системами учета отличается от провозглашенной ранее цели гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. Гармонизация представляла собой более расплывчатое, чисто теоретическое понятие, в идеале предполагавшее, что в конечном итоге страны перейдут к использованию МСФО в качестве национальной системы учета. Сближение не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения МСФО с национальными стандартами, предус­матривающими вовлечение в процесс разработки и совершенствования МСФО профессионалов из различных стран мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета и отчетности на национальных уровнях. Именно поэтому значительное внимание в реализации цели максимального сближения Правление КМСФО намерено уделять процессу совместных обсуждений проектов документов КМСФО с организациями, устанавливающими национальные стандарты в различных странах, а также на заседаниях Консультативного совета по стандартам. Этот орган был создан летом 2001 года специально для того, чтобы обеспечить максимальное участие заинтересованных лиц, представляющих различные страны и организации, в процессе подготовки Международных стандартов финансовой отчетности. Исходя из целей деятельности и после консультаций с Консультативным советом по стандартам, Правление КМСФО сформулировало в 2001 году свой рабочий план, в который включены более 20 проектов, касающихся разработки новых и совершенствования действующих МСФО. Часть из этих вопросов является объектом прямого интереса стран с развивающимся рынком. Так, среди приоритетных вопросов особый интерес представляет проект по первому применению МСФО (First Application of IFRS). Среди прочего на повестке дня Правления следует выделить вопросы финансовой отчетности в добывающих отраслях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса и предприятиях, действующих в условиях развивающихся рынков.
 
В целом, новые тенденции в развитии МСФО свидетельствуют о переходе этих стандартов в более практическую плоскость. Так, например, ранее считалось, что вопросы обеспечения соблюдения стандартов не входят в сферу деятельности КМСФО. Аналогично, КМСФО не занимался вопросами практических рекомендаций по применению стандартов (единственное исключение — сборники вопросов и ответов по применению МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»). Теперь же в числе приоритетов Правления — руководство по первому применению МСФО. И, наконец, проведение исследований по зыявлению различий между национальными системами отчетности и МСФО в части учета определенных операций и статей (например, в области воз­награждений работникам) также свидетельствует о переходе КМСФО на новый уровень в плане практического применения стандартов.
 
Порядок разработки и принятия Международных стандартов финансовой отчетности
 
Правление Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО) в составе четырнадцати человек (двенадцать Членов работают в нем постоянно, а двое — по совместительству) несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Процесс разработки Стандарта состоит из следующих этапов:
(а) в начале проекта Правление КМСФО формирует Подготовительный комитет или консультативную группу для предоставления рекомендаций по спорным вопросам, возникающим в ходе проекта. В течение всего проекта проводятся консультации с Подготовительным комитетом, консультативной группой или Консультативным советом по стандартам;
(б) в рамках основных проектов Правление КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности «Проект основных принципов» (Draft Statement of Principles) или другой документ аналогичного содержания;
(в) после изучения полученных комментариев Правление КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности «Предварительный вариант стандарта» (Exposure Draft); 
(г) после изучения полученных комментариев Правление КМСФО выпускает окончательный вариант Стандарта.
 
Одновременно с публикацией Стандарта Правление КМСФО выпускает «Основу для выводов» (Basis for Conclusions), где разъясняются причины сделанных выводов и содержится исходная информация, которая может оказаться полезной при практическом применении стандартов КМСФО.
 
Кроме того, Правление КМСФО публикует несовпадающие мнения. Возможности для участия в разработке МСФО Разработка Международного стандарта финансовой отчетности ведется в рамках открытого процесса, предусматривающего обсуждение спорных технических вопросов и оценку поступающей информации посредством целого ряда механизмов. В зависимости от характера проекта у заинтересованных сторон имеются следующие возможности для участия в разработке Международных стандартов финансовой отчетности:
(а) участие в формировании позиции в качестве Члена Консультативного совета по стандартам;
(б) участие в работе Подготовительного комитета;
(в) участие в работе других специализированных консультативных групп;
(г) представление комментариев по Проекту основных принципов или другому документу с аналогичным содержанием;
(д) представление комментариев по Предварительному варианту стандарта;
(е) участие в открытых слушаниях; и
(ж) участие в апробации стандартов на практике. Правление КМСФО публикует годовой отчет о работе, проделанной за предыдущий год, и приоритетных направлениях деятельности на будущий год. Благодаря данному отчету у заинтересованных сторон появляется возможность высказать свои комментарии.
 
Органы, занимающиеся разработкой и внедрением МСФО
 
International Center for Accounting Reform (ICAR) — Международный центр реформы системы бухгалтерского учета;
International Accounting Standards Board (IASB) — Правление Комитета по международным стандартам финансовой отчетности;
International Accounting Standards Committee (IASC) — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности;
International Federation of Accountants (IFAC) — Международная федерация бухгалтеров (МФБ).
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz